Усадьба хэйанского периода.

 

Семейная усадьба сановного японца представляла собой нечто близкое по смыслу китайскому городскому дворцу министра или русскому боярскому двору, однако и в общем назначении и в особенностях устройства несла на себе все местные отличия.

            Прежде всего, это была огражденная территория, но не укрепленный лагерь. Верх глинобитной беленой стены крыли черепицей или дранкой. В  фасадной (обращенной к улице) стене ограды устраивали деревянные ворота для въезда и выезда экипажей. При известной ловкости на территорию поместья можно было не только заглянуть, но и вовсе запрыгнуть с улицы через ограду, что и удавалось некоторым особо заинтересованным лицам.

Строили усадьбу так, чтобы располагать естественным водоснабжением, улучшенным водоводами, либо иметь выход к реке. Иногда часть русла отводили каналом для санитарных нужд. Практиковали рытье неглубоких колодцев.

Прямоугольная в плане усадьба тяготела к одному из двух распространенных архитектурных решений:

1.      жилые постройки занимали параллельное положение, создавая единый комплекс, обращенный фасадами всех павильонов к фасадной ограде.

2.      жилые постройки образовывали ломаную линию, постепенно уходящую вглубь территории, создавая единый комплекс, обращенный фасадами всех павильонов к фасадной ограде.

 

В любом случае сооружения группировались к центральному павильону, крыша которого была наиболее высокой. Широкие края кровли выводили далеко за пределы предполагаемого размера помещения, перекрывая крышей внутреннюю и внешнюю галерею. Сооружения строили сравнительно высокими, на столбчатом фундаменте. Каменного подклета не было, дощатый настил пола поднимали над землей, лакировали и используемую часть покрывали татами, натянутыми на деревянные рамы. Пространство под крышей не использовали, поскольку обогрев «по-черному» требовал проветривания. Широко практиковали зарешетчивание внутренних стен вместо сплошных досок. Нижнюю часть внешних и части внутренних раздвижных стен седзи делали деревянной, а верх оклеивали бумагой по решетке. Разновысокие части дворцового комплекса соединяли деревянными лестницами. В темное время суток помещения освещали свечами, помещенными в настенные и напольные  подсвечники и фонари.

Большинство зданий не были богаты мебелью. В качестве таковой использовали подушки для сидения (дзабутон), доски для игры в го, естественные возвышения, образованные при строительстве помещения, поручни лестниц и галерей. Собственно мебелью были сундучки, крытые жаровни хибати и их крышки, индивидуальные письменные и обеденные столики, и подлокотники — специфический японский вид мебели в виде деревянной пластинки размеров в локоть поставленной как скамеечка на две опоры.

Центральный павильон служил местом сбора людей усадьбы на совместную трапезу, совет, иные мероприятия. Передние покои занимали в основном мужчины, задние покои – женщины. Если жены господина жили в его усадьбе, то старшая супруга жила в Северном павильоне. Персонал и прислуга жили в каморках внутренней галереи.

На церемониях глава дома восседал на возвышении в центре главного зала. Слева от него сидел наиболее почетный гость или знатнейший член клана. Семья и вассалы сидели лицом к главе дома. На пиру женщины прислуживали мужчинам, помогая не пить слишком много и вставляя шепотом толковые советы.

 

Перед линией жилых построек находился передний двор, организованный нередко как сад с прудом, искусственными ландшафтами и привозной флорой.

За линией жилых построек находился задний двор с хозяйственными надворными постройками, в которых помещались дворовые службы, мастерские, птичий двор, каретный двор, конюшни, кузня, сараи. Наиболее близкая к жилым павильонам часть заднего двора тоже часто подвергалась влиянию ландшафтной архитектуры.

 

Хостинг от uCoz