<--К правилам

Хэйан: жизнь и быт.

Ранним утром хэйанский обыватель, из тех, которые попроще, то есть мелкий и средний чиновник, поднимается ни свет ни заря, чтобы к шести утра уже находиться на рабочем месте. К этому моменту уже открывался и рыбный рынок, как он делает это и до наших дней. Рабочий день был ненормированным, но ближе к закату персонал нередко отпускали, поскольку освещать канцелярии и конторы было дорого.

Проходящие и проезжающие по улицам могли наблюдать на центральных и боковых улицах, особенно у ворот и в храмовых оградах торговую публику, выставлявшую самый различный товар, большей частью представленный продуктами питания и ремесленными изделиями повседневного спроса. Тут и там можно было заметить плетеные шляпы и бритые головы буддийских монахов. Самые различные люди спешили по своим делам. Запряженные быками экипажи чинно катились, сопровождаемые челядью в пестрых одеждах. Именно эти «служилые люди» - прообраз будущего самурайства.

Трапеза горожан нередко была скудна. Чиновники предпочитали очищенный рис, поэтому города чаще оказывались поражены бери-бери. Но город лучше деревень был обеспечен солью, поэтому горожане не страдали от последствий пожизненной бессолевой диеты.

Записи вели на деревянных дранках (моккан), а серьёзные документы писали на бумаге. Тушь растирали на каменной тушечнице: капали воду, смешивали и можно было писать.

Естественно, хаживали и по нужде. Отливали в писсуар, напоминающий подвешенную к стене урну. Там, где была проточная вода, выходили на мостки. Домашняя уборная аристократов представляла собой устройство с выдвижным ящиком со специальной подставкой, за которую держались руками, или использовали как вешалку для одежды. Чиновники и народ попроще пользовались уборной, напоминающей дачный туалет. Впрочем, выгребные ямы японцы вычищали много чаще, и все отходы человеческой деятельности уходили на поля. Простонародье подтиралось сосновым брусочком, аристократия – дорогой бумагой.

Незнатный и небогатый столичный житель мог позволить себе обойтись без штанов вовсе, кимоно носил в зависимости от ранга – чем выше положение в обществе, тем больше требований к костюму. Непременным атрибутом была шапка-колпак, часто на проволочном каркасе. Обувью служили деревянные сандалии, иногда соломенные. Кто-то вовсе ходил босиком.

Костюм знати был, конечно, богаче. Мужчины носили прямо-таки казацкого пошиба шаровары – сасинуки, а верхним платьем была «китайская одежда»: частично незашитые халаты, с круглым воротником-стойкой на пуговице. Женская одежда заслуживает отдельной статьи.

К вечеру все честное население отправлялось по домам. Поскольку в массе горожане были обитателями аристократических усадеб, закрывавшихся на ночь, нужно было успеть вернуться до закрытия ворот. Немногие злачные заведения тоже формально закрывались. Высшие аристократы находились во дворце почти круглосуточно, исключая периоды ритуального затворничества, отъезды в паломничества и любовные похождения, что, надо сказать, требовало времени. Придворные дамы преимущественно жили во дворце и покидали его для тех же целей, исключая любовные похождения.

Жили в условиях почти полного отсутствия мебели, ограничивясь низкими столиками для письма и резными подставками. Трапезовали сидя или лёжа, так же трудились, сочиняли стихи, общались. Постельным бельём многим людям служила собственная одежда. Вместо подушки использовали седловидное деревянное изголовье.

© Вольдемар